gladilov.org.ru gladilov.org.ua

Парусный корабль «Паллада»

“Паллада” — учебный трёхмачтовый корабль (судно с полным парусным вооружением, в регистре значится как барк, в прессе иногда называется фрегат), принадлежащий Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету (Владивосток).

Оглавление
Общие сведения
Спецификация
ТТХ
Палубы и помещения
Парусное вооружение
Рангоут
Такелаж
Теоретический чертёж корпуса
Судовое радионавигационное оборудование
Спасательное оборудование и малые плавсредства корабля
Экипаж судна

Общие сведения
Показать

Учебное парусное судно (фрегат) «Паллада» построено по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР. Заложено 28 марта 1988 года на судоверфи Stocznia Gdanska в Гданьске, Польша (в период с 1970 по 1989 год — Гданьская судоверфь им. Ленина). Постройка производилась под руководством конструктора Зигмунда Хорена (Zygmunt Choreń) под надзором Польского Регистра. Спуск на воду состоялся через четыре месяца, Государственный флаг СССР был поднят 4 июля 1989 года. По решению Всесоюзного рыбопромышленного объединения «Дальрыба» в 1986 году учебному парусному судну было дано имя в честь знаменитого российского фрегата «Паллада» русского военного флота, который в 1852-1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил плавание с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. В настоящее время фрегат используется как парусное учебное и как научно-исследовательское судно. Судовладелец — Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз), порт приписки — Владивосток.

Судно представлено к занесению в Книгу рекордов Гиннесса как самое быстроходное парусное судно в мире, развивающее скорость более 18 узлов (официальный рекорд скорости 18,7 узлов для парусных судов класса «А»). Во время кругосветного плавания 2007-2008 годов был установлен новый мировой рекорд скорости — 18,8 узлов (зафиксирован в бортовом журнале, а также заснят на видео, но официально не оформлен).

В 1989 году учебное парусное судно «Паллада» совершило переход с Балтики на Тихий океан, повторив маршрут военного фрегата «Паллада». В 1997 году парусник «Паллада» был передан в оперативное управление Дальрыбвтуза. Однотипные суда — «Дар Молодёжи» для города Гдыня, «Дружба» для города Одесса, «Мир» для города Ленинград, «Херсонес» для города Севастополь, «Паллада» и «Надежда» для города Владивосток.

В оперативное управление «Дальрыбвтуза» учебное парусное судно «Паллада» было передано в 1997 году. УПС «Паллада» 25 лет провело в плаваниях, за это время парусником пройдено свыше 600 000 морских миль.

«Паллада» имеет полное парусное вооружение типа «корабль» — классическая трёхмачтовая схема. Острые обводы носа и кормы, соотношение длины корпуса к его ширине роднят этот парусник с клиперами и винджаммерами. Сварной металлический корпус имеет обводы быстроходного судна, перо руля обтекаемой формы. Все три мачты — стальные, выполнены как однодеревки, условно разделены на стеньги.

Стоячий такелаж выполнен из стальных оцинкованных тросов, а бегучий — из прочных синтетических. Три мачты парусника несут прямые паруса (они обеспечивают основное движение судна), что позволяет при прочих равных условиях иметь самую большую площадь парусности, на «Палладе» она равна 2771 квадратных метров.
Перейти к оглавлению.

Спецификация
Судно однокорпусное, трёхмачтовое, трёхпалубное. Рангоут, такелаж и паруса обслуживаются вручную. Три непрерывные палубы имеют седловатость, верхняя палуба — нормальную погибь бимсов. Корма транцевая с ахтерштевнем открытого типа из листовой стали. Форштевень типичный для парусных судов клиперского типа. Бушприт круглого сечения архитектурно скомпонован как продолжение тянущегося вперёд и вверх корпуса. На верхней палубе размещены три одноярусные рубки. На кормовой рубке, имеющей «крылья», вынесенные к бортам, размёщен ходовой мостик.


Общий вид.

В рангоутном хозяйстве судна много новинок и интересных деталей. Польские мастера отказались от традиционного способа сочленения мачт с стеньгами. Оставлены марсовые площадки, марсы, салинги и брам-салинги. Но при этом полностью устранены эзельгофты, чиксы, краспицы, шлагтовы и другие атрибуты крепления мачт и прочего, к ним относящегося. Мачты стальные сварные, состоят из двух частей с модифицированным фланцевым соединением. Их характерные размеры и толщины выбраны в соответствии с правилами Германского Ллойда, сохраняющими силу в части рангоута с 1905 г.

Все мачты наклонены в корму под одинаковым углом (2°) к вертикали. Высота мачт в сборе от КВЛ следующая: фок-мачты — 49,2, грот-мачты — 49,5 и бизань-мачты — 48,4 м. В отличие от традиционных парусников прямого вооружения на судне отсутствуют подъёмные реи. Они стационарно закреплены на бейфутах и могут при помощи брасов свободно вращаться по горизонту. Весь стоячий такелаж стальной жёсткий. Бегучий такелаж — в основном из синтетических тросов.

Рулевая электрогидравлическая машина обеспечивает перекладку руля от 35° одного борта до 35° другого за 28 секунд. Руль балансирный, пустотелый. Якорное и швартовное устройства оборудованы на базе электрического брашпиля, имеющего две швартовные турачки. Якорь поднимается со скоростью 10 м/мин при глубине 100 м. Имеются три якоря Холла массой по 1500 кг, один из них — запасной. В корме установлен швартовный шпиль. Расположение швартовных кнехтов, киповых планок и роульсов обычное судовое. На судне 4 спасательные пятидесятишестиместные шлюпки и 12 десятиместных спасательных плотиков, размещённых на верхней палубе в пластмассовых контейнерах с гидравлическими размыкателями.
Перейти к оглавлению.

ТТХ
ТТХ судна

проект B-810 (ПНР), тип Дружба
место постройки ГП «Stocznia Gdańska im. Lenina»
Гданьск, Польская Народная Республика
строительный номер B810/4
заложено 28.03.1988 г.
построено 30.06.1989 г.
владелец и оператор ФГОУ ВПО
Дальневосточный государственный
технический рыбохозяйственный университет,
 Россия
идентификатор судна/IMO 8511847
регистрация  РМРС
регистровый номер 880873
формула класса КМ*[1]А2 парусное/учебное
ИМПС/MMSI 273815200
длина габаритная 96,6 м
длина габаритная с бушпритом 108,6 м
длина межде перпендикулярами 79,4 м
ширина на миделе габаритная 14 м
максимальная осадка 6,6 м
высота борта до ВП 10,65 м
осадка при водоизмещении 2987 т 6,8 м
высота мачт 49,5 м от ватерлинии
водоизмещение при расчётной осадке 2987 т
длина расчётная 94 м
дедвейт 737 т
площадь парусности 2771 м2
количество парусов 26
из них прямые/косые/трисельные 14/11/1
автономность плавания 30 суток
запас пресной воды 350 тонн
скорость при испытаниях при 80% мощности 11 узлов
скорость под машиной 10 узлов
скорость под парусами 18,7 узлов
позывной сигнал UDUI
максимальное количество человек 199
постоянный экипаж 51
курсанты 141
руководители практики 7
скорость 11,6 узлов
запасы топлива 194 т
водяной балласт 232 т
категория якорных цепей повышенной прочности
калибр якорных цепей 34 мм
количество палуб 3
количество переборок 6
материал корпуса сталь
марка главного двигателя Sulzer 6 AL 20/24
тип топлива дизельное
количество главных двигателей 2
мощность главного двигателя 2 x 419 кВт
тип движителя винт регулируемого шага
количество лопастей винта 3
валовая вместимость 2284 регистровых тонн
чистая вместимость 680 регистровых тонн

Перейти к оглавлению.

Палубы и помещения
Жилые, служебные и хозяйственные помещения расположены на верхней и главной палубах и в твиндеке. В состав жилых помещений входят:
• отдельный салон, каюта капитана с кабинетом, спальней, санузлом;
• одноместная каюта с изолированным санузлом для старшего помощника капитана;
• 5 одноместных кают с санузлами для старшего командного состава,
• 10 одноместных кают для среднего командного состава;
• 14 двухместных кают для рядового судового состава.
• для курсантов предусмотрено 12 двенадцатиместных кубриков.


Планы палубных помещений.

Помещения командного состава находятся на главной палубе и в кормовой части твиндека, помещения команды — в средней и носовой частях твиндечной палубы. На главной палубе расположены жилые кубрики курсантов, отсек медицинской службы, кают-компания курсантов и учебные классы. На твиндечной палубе находятся санитарные и хозяйственные помещения, кладовые, мастерская, такелажная, тросовая, камбуз и помещение отдыха команды.

В трёх рубках предусмотрены штурманская рубка с походной каютой капитана или лоцмана, радиорубка с мастерской по ремонту радиоаппаратуры, а также учебная штурманская рубка. Машинное отделение оборудовано двумя дизелями по 419 кВт в помощь парусам (используются в штормовую погоду и при заходе и выходе из порта). Они замыкаются на одноступенчатый редуктор. Гребной винт — регулируемого шага; в целях уменьшения сопротивления при движении под парусами его лопасти могут быть развёрнуты во флюгерное положение.


План палубы.
1 — бушприт; 2 — подбушпритная сетка; 3 — бакштаги бушприта; 4 — горловины вентиляционных люков подпалубных помещений; 5 — швартовый шпиль; 6 — вентиляционные головки; 7 — палубные клюзы якорных цепей; 8 — винтовые фрикционные стопоры цепей; 9 — электрический брашпиль; 10 — рында; 11 — кофель-нагельные планки; 12 — табло-боксы для бортовых ходовых и сигнальных огней; 13 — люк для погрузки продовольствия на камбуз; 14 — короб вентиляционной шахты камбуза; 15 — контрольно-измерительные приборы внутренних коммуникаций; 16 — ящик с песком; 17 — спасательные плоты ПСН-10; 18 — вентиляционная головка; 19 — контейнер для сигнальных флагов; 20 — кран для спуска мотоботов, 2 шт; 21 — малый мотобот, 2 шт; 22 — кожух дымовой трубы; 23 — выхлопные отверстия дымовой трубы; 24 — трап-балка; 25 — заборnный трап; 26 — гирокомпасы, 2 шт; 27 — штурманский мостик; 28 — авторегистратор параметров рейса; 29 — мостик верхней штурманской рубки; 30 — компас; 31 — антенна спутниковой навигационной системы; 32 — вентиляционная головка; 33 — вытяжной кожух; 34 — кормовой электрический шватовый шпиль; 35 — кнехты; 36 — скамьи; 37 — кормовой флагшток; 38 — гакабортный огонь; 39 — опоры для установки навигационных антенн; 40 — контейнер; 41 — вентиляционный дефлектор; 42 — бизань-мачта; 43 — трап на штурманский мостик; 44 — трап на мостик кормовой рубки; 45 — аварийный радиобуй; 46 — штурвал; 47 — опоры для установки ледовых прожекторов; 48 — световой люк; 49 — крышки сходных люков; 50 — грот-мачта; 51 — крановая стрела; 52 — большой мотобот; 53 — скобяной трап; 54 — запасной якорь; 55 — фок-мачта; 56 — киповые планки; 57 — выстрелы для шкотовых блоков.
Перейти к оглавлению.

Парусное вооружение
Судно несёт 26 парусов, из них 14 прямых (е, ж, и, к, л, п, р, с, т, у, ш, щ, э, ю), 11 косых (а, б, в, г, д, м, н, о, ф, х, ц) и 1 трисельный (я). Площадь парусности — 2771 м2, может быть увеличена примерно на 330 м2 постановкой лиселей на фок- и грот-мачтах. Бизань-мачта — «сухая», марсели — разрезные, состоявшие из двух отдельных полотнищ, каждое из которых подвешивается на собственной рее. Паруса изготавливаются из специальных синтетических тканей (дакрон), имеющих повышенную прочность и устойчивость к воздействию морской воды и ультрафиолетового излучения.


План парусности.
а — кливер-топсель или летучий кливер (не растягиваемый по фалу, а поднимаемый непосредственно за верхний шкотовый угол паруса, поднимается весьма редко, только при лавировании при самом слабом ветре); б — бом-кливер; в — мидель-кливер; г — кливер; д — фор-стень-стаксель; е — фок; ж — нижний фор-марсель; и — верхний фор-марсель; к — фор-брамсель; л — фор-бом-брамсель; м — грот-стень-стаксель; н — грот-брам-стаксель; о — грот-бом-брам-стаксель; п — грот; р — нижний грот-марсель; с — верхний грот-марсель; т — грот-брамсель; у — грот-бом-брамсель; ф — крюйс-стень-стаксель; х — крюйс-брам-стаксель; ц — крюйс-бом-брам-стаксель; ш — нижний крюйс-марсель, щ — верхний крюйс-марсель, э — крюйс-брамсель, ю — крюйс-бом-брамсель; я — бизань.
Перейти к оглавлению.

Рангоут
Весь рангоут стальной, сварной, пустотелый. Главная колонна мачты соединяется с её продолжением с помощью фланцевого соединения. Таким образом традиционное членение верхней части мачт на собственно стеньги, брам- и бом-брам-стеньги соответственно, становится весьма условным и определяется по месту, положения реев, марсовых площадок и салингов. Реи на кораблях этой серии, в отличии от традиционных парусников с прямым вооружением, выполнены не подъёмными, а закреплены на постоянной высоте на бейфутах. При помощи брасов реи могут свободно вращаться в горизонтальной плоскости, поворачиваясь на угол до 60° в обоих направлениях. Все три мачты наклонены к корме под уголом 2°.

Высота мачт от конструктивной ватерлинии: фок — 49,2 м, грот — 49,5 м, бизань — 48,4 м. Размер основных элементов рангоута (длина и диаметр соответственно):

Бушприт 23 м, 700 мм
Фок-мачта 25,5 м, 700 мм
Грот-мачта 25,8 м, 700 мм
Бизань-мачта 23,0 м, 550 мм
Фока- и грота- реи 23,7 м, 450 мм

Перейти к оглавлению.

Такелаж
Стоячий такелаж чёрного цвета. Бегучий — светло-бежевого, брасы — тёмно-бежевого цвета. Весь стоячий такелаж выполнен из стальных тросов. Ватер- и мартин-штаги бушприта — окрашеные в белый цвет стальные цепи. Бегучий такелаж из синтетических тросов различных оттенков (своего для каждой группы такелажа) для облегчения работы при большом количестве снастей.
Перейти к оглавлению.

Теоретический чертёж корпуса

Теоретический чертёж корпуса.
Перейти к оглавлению.

Судовое радионавигационное оборудование
Магнитные компасы
Гирокомпасы
Радиолокационная станция (РЛ) — 2 шт
УКВ радиотелефонная станция
Радиостанции, установленные на спасательных средствах
Эхолот для промера глубин
Лаг (ЛГЭ) — система контроля пройденного расстояния
Средство автоматической радиолокационной прокладки курса
Приёмник-индикатор радионавигационных систем
Ультракоротковолновая радиоустановка (УКВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом) — 2 шт
Радиоустановка промежуточных и коротких волн (ПВ/КВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом и УБПЧ (узкополосной буквопечатью))
Судовая земная станция системы ГМССБ (глобальной морской системы связи при бедствиях)
Спутниковый аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ (Космическая Система Поиска Аварийных Судов)- Sarsat (Search And Rescue Satellite-Aided Tracking) международная спутниковая поисково-спасательная система оповещения о бедствиях и местоположении радиобуев
Приёмник службы НАВТЕКС (NAVTEX — «NAVigational TEXt Messages») международная автоматизированная система оповещения
Приёмники расширенного группового и цифрового избирательного вызовов
Приёмник коротковолновой буквопечатающей аппаратуры
Радиолокационный ответчик
Передатчик АИС (Aвтоматическая идентификационная система) поиска и спасения — 2 шт
УКВ аппаратура двусторонней радиотелефонной связи — 3 комплекта
Аппаратура автоматической идентификационной системы
Упрощённый автоматический регистратор данных рейса
Судовая система аварийного и охранного оповещения
Командно-трансляционное устройство
Система опознавания судов и дальнего слежения за ними
Автоматическая система контроля состояния вахтенного помощника капитана
Перейти к оглавлению.

Спасательное оборудование и малые плавсредства корабля
Полный комплект индивидуальных спасательных жилетов на каждого члена экипажа и пассажиров
Набор спасательных кругов вдоль леернонго ограждения
Полный комплект (до 20 шт) надувных 10-местных спасательных плотов ПСН-10
Два малых стационарных надувных мотобота с кранами для спуска на крыльях второй надстройки.
Большой стационарный мотобот на крыше носовой рубки.
Полный комплект страховочного снаряжения для работы на высоте
Перейти к оглавлению.

Экипаж судна
В высший руководящий состав штатного экипажа корабля входят:
Капитан;
Капитан наставник;
Старший помощник капитана;
Старший механик;
Старший учебный помощник капитана.

Офицерский состав:
Помощник капитана по электронике;
2й помощник капитана;
3й и помощник капитана;
4й помощник капитана;
Помощник капитана по хозяйственно-административной части (5й помощник);
2й механик;
3й механик;
4й механик;
Инженер электрорадионавигатор;
Судовой врач (хирург);
Старший инструктор.

Члены экипажа:
Сменные мотористы — 3 чел;
Сменные электрики — 3 чел;
Парусный мастер;
Электрорадионавигатор;
Механик рефрижераторных установок;
Электромеханик;
Токарь-слесарь;
Старший вахтенный матрос — 3 чел;
Матрос 1 класса — до 8 чел;
Машинист прачечной;
Заведующий продовольствием;
Шеф-повар;
Повара — 3 чел;
Пекарь;
Старший буфетчик;
Буфетчик-официант — 3 чел;
Старший матрос-уборщик;
Руководители практики — до 8 чел;
Курсанты, практиканты — до 144 чел;
Пассажиры — до 12 чел.

Перейти к оглавлению.

Новая виртуальная ОСь — 26.05.2020

 Google Chrome OS 1.5.874

Ранняя версия дистрибутива от компании  Google, предназначенный для использовании на устройствах с процессорами архитектур ARM и x86 (OEM-производители поставляют её на Chromebook). Построена на основе  SuSE. О намерении создать новую операционную систему Google объявила 7 июля 2009 года. 19 ноября 2009 года Google открыла исходные коды системы в рамках проекта  Chromium OS, основанного на  Gentoo GNU/Linux. Первый выпуск ОСи состоялся 15 июня 2011 года. Последняя на данный момент версия (81.0.4044.141) выпущена 8 мая 2020 года. В корпорации поощрялось использование  Goobuntu, затем применялся дистр  gLinux с кастомизированным ядром Linux, сейчас компания пилит ОСь с микроядерной архитектурой  Fuchsia. В 2014 году началась работа над интеграцией поддержки утилит, написанных для  Android. Графическая среда — GNOME, IceVW, TWM. Размер файла образа винта после установки — 2,8 гигабайта.

 ChromeOS

Прочтённые книги — 26.05.2020

Прочёл/прослушал вторую часть трилогии «Обратный отсчёт»
    «Обратный отсчёт. Часть 2. Проект „Геката“» — Токацин

С первой части этого произведения я начал цикл «Моё чтиво». Повторюсь. Не знаю, кто такой Токацин — но ему респект за зачётные книги!

Новая виртуальная ОСь — 25.05.2020

 DVKbuntu 20.04 D2.0 Release 4

Linux-дистрибутив, предоставляющий удобную рабочую среду всем пользователям, в том числе и людям с ограниченным возможностями. Создан на базе  кубунты OpenSource-сообществом  HandyOpenSource в начале 2019 года. Инициатор проекта — ИТ-энтузиаст, инвалид Джеки Дантин (Jacky Danthine), разработчик визуального интерфейса и адаптированных инструментов — Пол Уизард (Paul Woisard). Первый релиз был 27 фквраля 2019 года, последний на данный момент (этот) — 9 мая 2020 года. Графическая среда пользователя — KDE plasma. Размер образа винчестера — 12,6 Гб.

 DVKBuntu

Новая виртуальная ОСь — 22.05.2020-3

 Solaris 11.4

Дистрибутив проприетарной ОСи, созданный  Sun Microsystems (с 2010 года принадлежит Oracle). Фактически это операционная система  SunOS с графической оболочкой и некоторыми дополнительными компонентами. 4 сентября 1991 года Sun Microsystems анонсировала замену основанной на  BSD  SunOS 4 на разрабатываемую совместно с AT&T  UNIX System V Release 4 (SVR4), а также изменила имя SunOS 5 на Solaris 2. После выхода версии 2.6 Sun Microsystems отбросила из имени «2.», и следующая версия называлась уже Solaris 7. Начиная с версии Solaris 9 выпускалась общедоступная (в бинарном виде, то есть с закрытым исходным кодом) некоммерческая версия Solaris по лицензии CDDL. От коммерческой версии она отличалась отсутствием технической поддержки от Sun, печатной документации и некоторого объёма дополнительного проприетарного программного обеспечения (англ. Value Added Software). В июне 2005 года Sun Microsystems приняла решение открыть значительную часть исходного кода последней версии системы — Solaris 10 и запустить проект  OpenSolaris. Выход первого релиза был в июне 1992 года, последний на данный момент (этот) вышел 28 августа 2020 года. Графические пользовательские среды — AfterStep, GNOME, KDE, WMaker, Xfce. Размер файла образа винта после импорта и старта виртуальной машины  Виртуалбокса — 9 гигабайт.

 Solaris

P. S. Старая версия: Показать

Скрин уже делал, версия 11.3:

Новая виртуальная ОСь — 22.05.2020-2

 OpenWrt 19.07.3

Дистрибутив Linux, ориентированный на применение в различных сетевых устройствах, таких как маршрутизаторы и точки доступа. Поддерживает множество различных платформ и архитектур и обладает системой сборки, позволяющей просто и удобно производить кросс-компиляцию, включая в состав сборки различные компоненты, что позволяет легко сформировать адаптированную под конкретные задачи готовую прошивку или образ диска с желаемым набором предустановленных пакетов. Сборки сформированы для 37 целевых платформ. Проект был начат в 2004 году (после того, как компания  Linksys создала прошивку для беспроводных маршрутизаторов WRT54G с лицензией GNU GPL). В мае 2016 года от проекта ответвился дистрибутив  LEDE, но после 1,5 лет разработки он был опять объединён с OpenWrt. Первый выпуск (0.9) был в январе 2004 года, последний релиз (этот) — 20 мая 2020 года. Релизы названы по названиям коктейлей (White Russian, Kamikaze, Backfire, Attitude Adjustment, Barrier Breaker и Chaos Calmer) и их рецепты включены в сообщение motd при входе в систему. Менеджер пакетов — opkg. Графический интерфейс пользователя не предусмотрен, используется веб-интерфейс или командная строка в текстовом режиме. После конвертации файла образа винта в формат  Virtualbox’а (VDI) он стал занимать 25 Мб.

 OpenWrt

P. S. Старая версия: Показать

16 января 2016 года уже делал скрин, версия была 12.09 (Attitude Adjustment):

Microsoft открыл код GW-BASIC под лицензией MIT

Компания Microsoft сообщила об открытии исходных текстов интерпретатора языка программирования GW-BASIC, который поставлялся с операционной системой MS-DOS. Код открыт под лицензией MIT. Код написан на ассемблере для процессоров 8088 и основан на срезе оригинальных исходных текстов, датированных 10 февраля 1983 года.

Применение лицензии MIT позволяет свободно вносить изменения, распространять и использовать код в своих продуктах, но Microsoft не будет принимать pull-запросы в основном репозитории, так как код может представлять интерес лишь в исторических и образовательных целях. Публикация GW-BASIC дополнила собой открытые в позапрошлом году исходные тексты операционной системы MS-DOS 1.25 и 2.0, в репозитории с которыми даже наблюдается определённая активность.

Источник

Новая виртуальная ОСь — 22.05.2020

 Gobuntu 7.10

Вариация дистрибутива  бубунты, который должен был быть свободнее других вариантов. Разрабатывался компанией  Canonical Ltd. совместно с Free Software Foundation. Первая информация о дистрибутиве появилась в сети 10 июля 2007 года, когда Марк Шаттлворт объявил о создании ещё одного дистрибутива из семейства Ubuntu, призванного заменить собой свободный дистрибутив  gNewSense. Первая версия дистра (эта) вышла 18 октября 2007 нода. Последняя версия (8.04.1) была выпущена 1 июля 2008 года. Графическая рабочая среда — GNOME. Размер файла образа винта — 3,3 гига.

 Gobuntu

Международный день космоса

21 мая во всем мире празднуется Международный День Космоса. Этот праздник был установлен в 1998 году. О нём было объявлено из космоса. Эту миссию выполнил американский астронавт Эндрю Томас, пребывая на орбитальной станции «Мир».

Ранее Ctrl + ↓
Наверх